
Фраза «Каждый ребёнок талантлив» верна относительно восприятия жизни и детского самовыражения. Тут все дети гении и не устают удивлять и радовать родителей. Так всегда было и будет... Но творческое самовыражение требует особого внимания, и среди всех способов рисование стоит на первом месте по доступности. Ребёнку не обязательно иметь кисть: взял в руки карандаш, мел или фломастер - и ты художник. Такое счастье возможно только в детстве. Родители художники или просто хорошо рисующие, как правило, бережно относятся к проявлению художественной одарённости своих детей. В этом случае понятно, в кого пошёл ребёнок. В семьях с нерисующими родителями, удивительные рисунки ребёнка тем более вызывают гордость и интерес. Обычно мама собирает рисунки в папку и хранит у себя, иногда показывая подругам и родственникам.
Случаи, когда родители вообще не обращают внимания на то, чем занимается ребёнок, я здесь рассматривать не буду: такие родители никогда не читают статей о детском творчестве, их отношение преступно и несёт плохие последствия, но это уже совсем другая тема. Все дети рисуют, но не все много и охотно. Если ваш ребёнок, будучи совсем крошкой, изрисовал мелками и фломастерами все стены - это говорит о его активности, об одарённости тут говорить рано. Но если ребёнок искренне радуется краскам, карандашам и бумаге, если рисование он предпочитает всем другим занятиям - тогда - внимание! - возможно в семье растёт художник.
Если ваш ребёнок много рисует, и вам в голову, среди прочих мыслей приходит и: «Не станет ли он художником?», первое, что нужно сделать, это определить своё отношение к этому. Вы не обрадуетесь этой мысли, если считаете, что художники - это подозрительные, ненадёжные люди без постоянного заработка. Родители, которые так считают, часто повторяют «художник от слова худо» и больше радуются, если ребёнок читает книжку, чем рисует. Когда ребёнок читает, заучивает стихотворение или складывает числа, - им понятно, что он делает, и они твёрдо знают, что это поможет хорошо учиться в школе и пригодится в жизни. Когда дело касается рисования, отношение меняется.
Многие родители, занимаясь с ребёнком, уделяют рисованию минимум времени, считая это время напрасно потерянным. Они задумываются о куске хлеба для ребёнка в будущем и хотят, чтобы этот кусок был с маслом. Это вполне понятный подход, в случае, когда ребёнок равнодушен к рисованию, вред, нанесённый ребёнку минимален: ребёнок будет менее развит только и всего. Никто не погубит в нём таланта, если его нет. А вот в случае, когда ребёнок много и с удовольствием рисует, этого делать нельзя.
Многие родители пытаются игнорировать то, что им не нравится, и делают вид, что не замечают стремления ребёнка рисовать всё больше и больше. Многие в открытую говорят ребёнку: «Репиным ты всё равно не станешь, лучше учи английский!». Но никто и никогда не говорит: «Не решай задачи,не считай, ты всё равно не станешь Лобачевским!», «Не пиши и не читай, ни Толстым, ни Пушкиным не будешь!» Между тем известные модельеры, художники и дизайнеры, получающие за свой талант большие деньги, удивились бы такому подходу. Сегодня можно успешно работать в творческой сфере, используя компьютерную графику; представление о художнике, как о бедном человеке в шарфе и берете, с пропитым лицом и с облезлым мольбертом давно устарело.
В семьях, где родители - творческие люди, такой фразы не услышишь, там не унижают ребёнка, отрицая его право на талант. Но много ли таких семей? Как правило, родители видят, что ребёнок много рисует, и не могут определить для себя: хорошо это или плохо. Помогать ребёнку и развивать его одарённость или попытаться отвлечь от ненужного занятия? Вот почему я сразу сказала, насколько важно определить своё родительское отношение к этому. Ребёнок, постоянно и много рисующий - это хорошо. Не пытайтесь игнорировать это и переориентировать его в другое русло, вы причините ему вред. Он у вас такой, особенный. Он выражает себя через визуальное изображение.
Он любит образы, создаёт их на бумаге, а это значит, что и тип мышления у него образный. Пытаться переделать тип мышления - занятие бесполезное и опасное. Дети, которые много рисуют, как правило, любят стихи, длинные, интересные истории, имеют хорошую память и очень ранимы.
Что вы, как родители, можете сделать, чтобы помочь ребёнку развить свой талант? Безусловно, хвалить его и вешать рисунки на видное место. Показать его работы специалисту. Но об этом и так знают все родители. Что ещё? Участвуйте в процессе и правильно направляйте. Это делается через предоставление ребёнку новых, неизведанных материалов. В следующих статьях я подробно расскажу вам, как это сделать, а пока купите тонированную бумагу, вот такую, типа крафт.

Нарисуйте яркими, светлыми красками самую простую вещь
— например, цветок - и вы увидите, как потрясающе это
выглядит.

Если ребёнок маленький, дайте ему гуашь не более пяти цветов. Никогда не покупайте маленькому ребёнку громадные наборы карандашей или пастели с сотнями оттенков: ребёнок не осилит его - это мешает выбору при рисовании, приносит напрасное утомление и отнимает результат. С большими наборами хорошо справляются дети постарше, но точных возрастных границ не существует: в творчестве всё очень индивидуально. Простое правило: чем старше ребёнок, тем сложнее материал. Дети любят фломастеры за то, что они яркие и не ломаются, как карандаши. К тому же тут не нужна кисть и вода, как в красках. Ребёнок может много рисовать лишь в одной технике, например, шариковой ручкой. Он может использовать один цвет или два-три любимых цвета, - это не говорит ни о какой угнетённости, ущербности или депрессии, просто графика ближе его сердцу, чем живопись.
Помогая ребёнку развиваться, вы сами должны овладеть некоторыми простыми приёмами рисования. Возьмём самое простое - фломастеры и белую бумагу. Сегодня вы увидите, как нарисовать декоративный радужный цветок, который можно сделать просто, не мучаясь. Хорошо рисующие родители имеют в арсенале десятки способов помощи своим детям, а тем, кто не умеет - гораздо сложнее. Цветок вы можете раскрасить сами, как вам угодно: вариант радужного декоративного цветка показывает красоту ярких сочетаний и развивает смелость мышления у ребёнка.











О других интересных приёмах я расскажу в следующих статьях.
© 2016 — 2022
Наталья,спасибо за интересную статью! У нас ребенку 6 лет,рисовать активно начал с 4,5лет,за последний год огромный скачок в технике. Рисует карандашами. Показывала его рисунки преподавателю ИЗО,очень хвалила,говорит,что для его возраста очень и очень хорошо, особенно,что вырисовывает все детали. Сейчас рисует персонажей советских мультиков,получается правда очень похоже. Мы не знаем,отдавать ли его в какую то студию? В них рисуют в основном красками,и то,что скажут, ему это не интересно. А так он много рисует дома. В голове много мыслей,хватается,рисует,бросает,начинает новое рисовать. Плюс,ребенок очень активный,из всех секций водим пока на спорт. Подскажите советом. Спасибо
Похоже ваш мальчик действительно таланлив. Поздравляю! Не думаю, чтобы он серьёзно задержался именно в изостудии, так как он ещё слишком маленький. чтобы штудировать академическую классическую школу рисования, которой учат в хорошей изостудии. В плохой он может делать что хочет, лишь бы был занят, но в хорошей действительно требуют.Нужно ли это вашему ребёнку СЕЙЧАС? Думаю нет. Ждите примерно три года и если рисование оформится у него как главная большая любовь его жизни — отдавайте тогда в хорошую художественную школу. Учтите, что оттуда выходят с желанием стать художником, а они не всегда способны хорошо зарабатывать, как известно. жизнь художника тяжела. Нужно ли это вам? Нужно ли ему? Хвалите его, собирайте рисунки и купите ему, причём именно торжественно вручите книжку для желающих научиться рисовать комиксы или манго например.Там где много картинок и показано именно как рисовать. А академическое рисование его не привлечёт — рано слишком. Так что дарите большую книжку и ждите три года. С изостудией не торопитесь, скорее всего это не его. С уважением, Наталья Рего